Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry


 
Поэтесса Нина Краснова перед своим вечером, еще не переодевшаяся в платье, с первым букетом цветов от одного из своих почитателей - прозаика Игоря Нерлина (Гамазина), автора альманаха "Эолова арфа", приехавшего из Петербурга заснимать вечер на видеокамеру. Фойе ЦДЛ, 22 марта 2010 г. Фото Игоря Нерлина.


 
Поэтесса Нина Краснова около своей афиши, перед своим вечером, с букетом цветов от Игоря Нерлина. Фойе ЦДЛ, 22 марта 2010 г. Фото Игоря Нерлина.


 
Народ собирается в Большой зал ЦДЛ на вечер Нины Красновой. Большой зал ЦДЛ, 22 марта 2010 г. Фото Нины Красновой.

27.03.2010 (О 22.03.2010)

ВЕЧЕР НИНЫ КРАСНОВОЙ В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ ЦДЛ, СЛАВА БОГУ, ПРОШЁЛ!..  

...Зря я боялась, что никто не придёт 22 марта на мой юбилейный вечер в Большом зале ЦДЛ... или придёт, по прогнозам некоторых моих коллег- "прогнозистов", всего два-три человека, от силы пять-десять человек. Потому что у меня нет "имени" в отличие от некоторых моих "раскрученных" коллег, у которых оно есть.
Я помню, в 1995 году мой учитель Владимир Солоухин, когда он лежал в больнице и я пришла к нему туда, проведать его, сказал при мне своему другу Зурабу, который тоже пришёл туда к нему проведать его: "Нина бегает по Москве и сама продаёт свои книги прохожим, чтобы заработать себе на кусок хлеба... Нине не хватило пяти лет, чтобы сделать себе имя. Если бы у нас в стране не началась перестройка и если бы не начались реформы, она теперь была бы уже известной советсской поэтессой с именем и не бегала бы по Москве и не продавала бы сама свои книги на улицах... Нине не хватило примерно пяти лет, чтобы стать известной советской поэтессой..." - "А зато я раньше не могла издавать всё, что я хочу, из того, что я пишу и написала, а теперь я могу издавать всё, что хочу..." -  защищая перестройку и реформы и творческую свободу художника, сказала я. - "А зато тебе раньше платили за твои книги гонорары и тебе не надо было самой продавать свои книги..." - "А зато раньше я не могла издавать всё, что я хочу, а теперь могу..." - "А зато раньше тебе платили гонорары за твои книги и тебе не надо было самой продавать их и тратить на это свою творческую энергию, и ты могла вместо этого сидеть дома и спокойно писать новые книги..."
...Кто из поэтов моего "потерянного" поколения не успел сделать себе имя в советское время, тот теперь так и ходит без имени, некоторые даже уже умерли и не обрели его... и не обретут... У меня были все шансы сделать себе имя в советское время, при том, что я никогда не была членом партии и никогда не писала публицистических стихов-"паровозиков", прославляющих советский режим, а писала только лирические стихи... я была в своём поколении не последней спицей в колеснице и была заметной поэтессой, замеченной и литературными мэтрами, и литературными критиками, и входила в число поэтов, упоминаемых (и потихоньку раскручиваемых) в центральной прессе... при том, что я тогда жила не в Москве, а в Рязани... Но, как говорил потом Солоухин, мне не хватило пяти лет, чтобы сделать себе имя и стать известной советской поэтессой... А сейчас сделать себе имя намного труднее, чем в советское время, если у тебя нет сотен и миллионов тысяч долларов или нет спонсоров с такими  деньгами, с такими золотыми мешками... а значит нет книг с большими тиражами, а значит нет большого количества читателей. А зато... я, как и каждый поэт, могу не зависеть от издательств и издателей и издавать всё, что хочу, из того, что пишу... 
К своему юбилейному вечеру я издала две новые книги (и обе в переплётах) - "В небесной сфере" и "Имя", это книги моих стихов и моих эссе о поэтах Серебряного века - о Гумилёве, Ахматовой, Цветаевой, Волошине, Есенине, Мандельштаме, Пастернаке, и о предшественнике Есенина богемном поэте Тинякове, и т.д. Да ещё я издала, до кучи к ним, книгу "Наша улица" в отчётах", куда вошли мои стенограммы мероприятий журнала Юрия Кувалдина "Наша улица", с которым я была связана последние десять лет. То есть всё это издал мне писатель Юрий Кувалдин в своем издательстве "Книжный сад". А оформил эти книги сын Юрия Кувалдина - художник Александр Трифонов, лидер Третьего Русского авангарда... Такие красивые получились эти книги, каких даже на Франкфуртской ярмарке не найдёшь (их там и не найдёшь, поскольку их там нет). Как сказал бы Владимир Высоцкий, мне к моему юбилейному вечеру было с чем "предстать перед Всевышним" и было "чем оправдаться перед ним" и перед своими читателями. И поэтому я и решила провести свой вечер в Большом, а не в Малом зале ЦДЛ. Да к тому же я не так часто провожу свои вечера (в Москве - всего третий раз в жизни!), чтобы мне довольствоваться Малым залом.  Да к тому же я по восточному гороскопу - Тигр, а Тигр любит рисковать и ничего не боится... и вообще - кто не рискует, тот не пьет шампанского...

...Я приехала в ЦДЛ пораньше, к 16.00. Меня подкинул туда с моими сумками для фуршета, с напитками и закусками, поэт Эдуард Грачев, то есть его друг Николай, на своей машине, которого Эдуард попросил помочь мне, то есть я приехала в ЦДЛ с Эдуардом и Николаем на машине Николая, и они помогли мне отнести сумки с напитками и закусками в Нижнее кафе. Причем восемь бутылок водки "Финка" Эдуард добавил к фуршету сам от себя.  
И первым, кого я встретила в ЦДЛ, был прозаик Игорь Нерлин (Гамазин), который сейчас живёт не в Москве, а в Петербурге, но который специально приехал в Москву на мой вечер, по моему электронному приглашению, чтобы заснять мой вечер на свою видеокамеру. Игорь преподнёс мне изумительно красивый букет гербер, лилий, роз, маргариток, в нарядной зеленой бумажной упаковке, и сам же и сфотографировал меня с этим букетом около моей афиши и около стенда звёзд... И пошёл осматривать зал... и забрался на галёрку, чтобы снимать мой вечер прямо "из небесной сферы".  К сожалению, потом мне так и не пришлось пообщаться с Игорем, и даже сказать ему спасибо не пришлось. Он мелькнул со своей камерой на фуршете... в толпе фуршетствующих, которых он заснимал для вечности, и потом исчез с глаз моих... и, наверное, даже рюмку вина не пригубил - за меня и за моё здоровье... Потому что, пока он снимал всех для вечности, эти все выпили всё вино и всю водку... пусть всё это будет им на здоровье, как говорится!

...Народу на мой вечер, вопреки пессимистическим прогнозам некоторых моих колег-"прогнозников", пришло не два-три человека, и даже не пять-десять человек, а столько, что никак этот народ не уместился бы в Малом зале и даже в двух Малых залах и даже в трёх... то есть столько, что как раз только в Большом зале он и мог уместиться и уместился весь. А если бы касса ЦДЛа не распугала часть моих зрителей словами "вечер Красновой не состоится", то народу было бы ещё больше. А если бы на мой вечер пришли все мои литературные недоброжелатели, чтобы полюбопытствовать, посмотреть, как Краснова будет выступать в пустом Большом зале, и позлорадствовать над ней, то там и вообще ни одного пустого кресла не было бы, и люди сидели бы на ступеньках.  

...Кроме Игоря Нерлина (Гамазина) на мой вечер приехало ещё трое операторов, заснимать мой вечер... Михаил Матюхин, Дмитрий Григорьев и поэт Юрий Шуников, автор "Эоловой арфы"... И несколько фотографов... в том числе мой старый друг, мой перовский сосед Сергей Белянин. который 6 октября, на презентации альманаха "Эолова арфа", сфотографировал меня с Валерием Золотухиным, участником презентации, сделал отличную фотографию, и она потом до марта висела в ЦДЛе на стенде звёзд...    


 
Нина Краснова не "в белой платьице с вышивкой по рукавам", а в нарядном чёрном немецком платье сидит на сцене, на мягком диванчике в стиле рококо, в президиуме, и ведет свой вечер, а поодаль от неё, в мягком кресле в стиле рококо же сидит Кирилл Ковальджи и помогает ей вести вечер. Большой зал ЦДЛ, 22 марта 2010 г. Фото Натальи Заруцкой.   



Кирилл Ковальджи и Нина Краснова ведут юбилейный вечер Нины Красновой. Большой зал ЦДЛ, 22 марта. Фото Натали Заруцкой (с фотоаппарата Нины Красновой).  

...За пятнадцать минут до своего вечера я переоделась из брюк в платье, не "в бело платьице с вышивкой по рукавам", как в моих стихах с рязанским колоритом и как в песне Анатолия Шамардина на эти стихи, а в чёрное немецкое фирменное платье из тонкого бархата, с круглым вырезом, с волнами и блёстками, подарок художницы Надежды Мухиной, автора "Эоловой арфы"... и надела туфли-чулки на высоких шпильках, под чёрные чулки с набивным узором... а на шею надела красные короткие бусы из прессованного камня, и черные длинные бусики... Хотеля я было подстричься за несколько дней до вечера, сделать себе причёску "карэ", как советовала мне художница Надежда Мухина и как советовали мне некоторые мои подруги... но, во-первых, у меня не хватило времени сходить в парикмахерскую, а во-вторых, мои друзья из числа не женщин, а мужчин рассоветовали мне подстригать волосы, сказали, что мне идут мои длинные волосы, с неровными концами, моя причёска в стиле "дикая трава", или "творческий беспорядок", которую я ношу с восемнадцати лет и к которой привыкла и с которой удобно чувствую себя...  

...У меня перед вечером не было времени не только сходить в парикмахерскую, но и не было времени сесть за стол и тщательно продумать программу своего вечера. Я только распечатала на принтере список потенциальных участников, тех, кто дал мне своё согласие прийти на мой вечер и выступить там, и тех, кто не дал своего твёрдого согласия, но кто мог прийти и кого я ждала... Их оказалось 46 человек!!!.. И распечатала тексты своих песен для певца и композитора Анатолия Шамардина, чтобы он не путал слова, поскольку он давно не пел моих песен, и прикинула в голове, какие стихи я буду читать... И положилась на Бога... И вела вечер экспромтом, не придерживаясь никакой жёсткой программы (которой у меня и не было), и читала те стихи, которые приходили мне в голову в тот момент, когда я собиралась что-то читать и когда люди просили меня прочитать свои стихи. 
Кирилл Ковальджи, который четырьмя днями раньше провёл свой юбилейный вечер в Малом зале, классик поэзии нашего времени, которого Юрий Кувалдин в одном из своих эссе сравнил с Вяземским, а Эмиль Сокольский из Ростова-на-Дону - с Пушкиным и Тютчевым... помогал мне вести мой вечер... регулировал поток выступальщиков...  аккуратно, деликатно, без нажима подсказывал мне, кого за кем надо выпустить на сцену... 

(Продолжение см. на новой странице этого моего ЖЖ.)
  

Нина КРАСНОВА  


Profile

ninakrasnova
ninakrasnova

Latest Month

May 2020
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner